< HOME

 

 

Путешествие по маршруту

Россия (Санкт-Петербург) – Финляндия – Швеция – Германия – Украина (Крым) – Россия.

 

 

 

 

Езда с навигатором

 

«Встречные перевозки»

 

Прогулочные суда в гавани Стогольма

 

Jogersö Camping

 

Ничего этот шведский монумент не напоминает?

Только  у наших самолетов опору вставляют не в брюшко, а в …. другое место :))

 

Остановка на дороге.Типичная картина – поля, ветряки.

 

 

 

Росток

Магдебург

 

«Хрущевки» стоят пустые – все уехали на заработки в Западную Германию.

 

 

Зато сколько ценного металла сэкономили!

 

 

Потсдам

Берлинский зоопарк

 

«Трехструйно писающий на лягушку мальчик»

 

Чем-то эти дамы похожи ?  :))

 

 

Польша

Краковский королевский замок

 

И чек из его банкомата

 

Все сразу – и автосервис и памятники

 

 

 

 

 

Протяженность – почти 8 тыс.км.

Время – август 2004 г.

Экипаж – я и дочь.

 

Паспорта и визы – само собой.

Деньги – на карточках Visa электрон и Cirrus Maestro

Купил гринкарту, доплатил 10 долларов к договору автокаско за распространение его действия на заграницу.

Палатка, спальники и самонадувающиеся коврики (отличная вещь) уложены в багажник, там же газовая плитка, одежда и продукты.

Взял с собой карманный компьютер (КПК) Dell Axim X5, GPS-приемник Garmin etrex, программы для навигации - TomTom Navigator (с картами Major Roads of Europe (MR), южной Финляндии, Швеции, Германии) и OziExplorer (с километровками Крыма). Распечатал маршрут из Берлина до Ялты с мишленовского роутера (к сожалению, в ТомТом Navigator нет карт ни Украины, ни России, да и Польши тоже нет) . В КПК закачал немецкий, шведский, польский и, конечно же, английский словари, отчеты о поездках по разным странам, почерпнутые из того же интернета, особенности ПДД за рубежом и прочую справочную информацию, а также с десяток книг для чтения на отдыхе.

Для гарантии записал Backup на SD-карту, его же, все карты и Активсинк  -  на CD, взял USB кабель (в интернет-кафе каком-нибудь при крайней необходимости восстановиться).

Машина – Citroen BX19. Масло поменял, бензином заправил. Можно ехать Из  СПб выехали около 22 часов, границу прошли около часа ночи, причем очередь была только на финской стороне. Финны – народ неторопливый... На российской стороне время уходит на заполнение декларации. Она вроде как никому и не нужна, но, например, у меня медицинская страховка помимо возмещения вреда здоровью, обеспечивала еще и возмещение стоимости личных вещей. Поэтому имеет смысл ценные вещи указать в декларации, это послужит дополнительным доказательством в случае чего (например, у вас украдут видеокамеру – вороватого народа хватает везде).

Затем – езда по ночной Финляндии. Этой части в навигаторе нет, но указатели и так все показывают. Разметка хорошая,  в свете фар сияет на черном асфальте, в глазах рябить начинает через пару часов.

Перед Хельсинки справа мелькнул указатель на Турку. В сомнении остановился. Разворачиваться нельзя – магистраль. Достал навигатор, Хельсинки уже есть на его карте. Проложил маршрут и поехал через Хельсинки. В одном месте свернул неправильно, но навигатор мигом пересчитал маршрут и вывел на верный путь. Хорошо, что ночь, никто не мешает ехать неторопливо, привыкая к знакам и светофорам, они чуть-чуть другие. Во многих странах можно поворачивать под красный свет направо, если вы не мешаете. На это указывает нарисованная зеленая стрелка. Светофор с красного переключается на зеленый без желтого (у нас тоже такие появляются). Есть «умные» светофоры, которые включаются на зеленый, когда вы к нему приближаетесь. Только нельзя останавливаться слишком далеко. Сенсор рассчитан на то, что вы остановитесь на линии, нарисованной на асфальте.

В Турку приехали около 7 утра. Все закрыто, тишина. Немного поспали. Когда открылся офис, начали искать, где тут касса. Оказалось, надо просто ехать к парому и встать в очередь, там и обилетят.

Девушка в кабинке, продающая билеты, говорила по-английски лучше нас, но нам все же удалось договориться, взяли 2 места в 4-местной каюте на нижней палубе. За все – 71 евро. Главное – в каюте был душ. А соседей – наоборот, не было. Помылись, поели и завалились спать уже основательно, на свежем белье. На остановке в Мариехамне проснулись и пошли знакомиться с паромом. Как выяснилось, не все берут себе каюту, некоторые экономят. Народ спит на палубе (те, у кого есть спальники) и в коридорах (иногда целыми семьями, с детьми, положив под головы свернутые куртки). И одеты вроде прилично… :))

Пока плыли до Стокгольма, попробовал в навигаторе прокладывать разные маршруты по Швеции, в т.ч. с использованием промежуточных точек (itinerary). Это плохо кончилось. Навигатор стал глючить, постепенно ситуация ухудшалась, и наконец, он отказался признавать все карты кроме MR. Попытка восстановиться с Backup, сохраненного на SD привела к отказу в восстановлении из-за какой-то ошибки. Так я бился еще довольно долго, пока не сообразил, что у меня на SD флажок защиты от записи стоит в положении lock. Передвинул его – прошло восстановление системы, но навигатор так и не заработал как раньше, только теперь он, наоборот, произнавал все карты, кроме MR. Странно это, ну да ладно, ездить можно.

В Стокгольме при разгрузке нами никто не заинтересовался. Люди в форме присутствовали, но они остановили кого-то из прибалтов и ни на кого больше внимания не обращали.

Шведы гоняют по Стокгольму очень шустро, особенно опасны оказались автобусы, которые игнорируют всех остальных, один, перестраиваясь, нас чуть не расплющил о заграждение.

Опять помог навигатор, без которого выехать из Стокгольма нам было бы практически невозможно. Ему в этот раз пришлось потрудиться, все время пересчитывая маршрут. Несколько раз по собственной бестолковости нарушив правила, проехав там, где было нельзя (ну не местные мы!), мы все-таки выбрались из города и рванули на юг. В Швеции почти везде разрешенная скорость – 110, даже на второстепенных дорогах (а на грунтовках – 90, причем там действительно можно ехать 90). Шведы на магистралях едут 130 и выше, мы - не более 120 (мы же не местные, нам страшно).

На юг поехали по дороге вдоль Балтийского моря, прикидывая место для ночлега. В Интернете я скачал координаты кемпингов Швеции, поэтому ехать было просто. Тыкаешь стилусом в нужный, навигатор строит маршрут и – вперед.

Выбрали тот, что стоит у самого моря, добрались до него по каким-то местным дорогам вполне приличного качества. Reception закрыт, но пришел мужчина и сказал, что утром придет его сестра и можно будет заплатить, а пока можно устраиваться. Туалет, душ и кухня – вот там, за них отдельно платить не надо. Расчетный час – 12, что соответствует 14 часам по нашему. Успеем …

Утром сходил на море и искупался. К морю выходят скалы, но пляж песчаный, мостки, лесенки, вышка для ныряния, вода такая же малосоленая, почти пресная, как и в Питере. А я думал, у нас ее Нева разбавляет :))

Расплатились. 90 крон (около 11 евро). Та самая сестра приняла деньги и начала заполнять карточку. Там была графа – «откуда прибыли», нужно было поставить галочку напротив нужной страны. Но России там не оказалось, пришлось ей вручную дописывать. Мало еще наших ездит …  Да и мы бы без навигатора туда вряд ли бы забрались.

Выехали, не включив навигатор, в результате свернули не там и заблудились. Пришлось остановиться и прокладывать маршрут. Удобно, конечно. Даже не представляя, где ты находишься, делаешь “Navigate to” куда тебе надо, навигатор берет текущие координаты с GPS-приемника и строит маршрут, по которому и выводит на цель.

Дальше – без проблем, до Треллеборга. Днем остановились на заправку, рядом оказались тщательно отреставрированные развалины какого-то замка. Как мы поняли из таблички, этот замок построил местный граф (или канцлер) для своей молодой жены. Вот только пожить ей там не удалось, ибо померла она почти сразу после окончания строительства. То ли болезненная была, то ли строился замок долго, успела графу надоесть…

В Треллеборг прибыли за 20 минут до отправления парома в Германию (на Засниц). Пришлось срочно решать – то ли оставаться ночевать в Швеции, то ли ехать в Германию и там уже искать ночлег.

Решили плыть. Проезд на пароме SCANDLINES  обошелся в 790 крон, что дороже, чем паром из Турку в Стокгольм, хотя в пути по времени – в 2 раза меньше, кают нет, есть кресла типа самолетных.

Погода хмурится, нас догоняет циклон, идущий с севера.

В Заснице нами никто не заинтересовался, люди в форме опять уже кого-то нашли для проверки.

Найденные в интернете координаты кемпингов Германии давали надежду, что кемпингов вокруг полно. Мы поехали на север острова, поближе к воде. Дорога стала совсем узкой, хотя и отличного качества, кроны деревьев сомкнулись, образовав тоннель, стало совсем темно. Но сияющая разметка и очень частые столбики со светоотражающими полосками создавали совершенно фантастическую, даже слегка жуткую картину, поэтому мы не удивились, увидев стадо оленей, стоящих на обочине. Нас они совершенно не боялись.

В конце концов навигатор привел нас на место кемпинга, которого там, к сожалению, не оказалось. Была деревня, по улицам бегали ежики, а кемпинга не было. И даже спросить не у кого, полное безлюдие, все уже спят.

Решили не проверять достоверность прочих кемпингов и ехать на юг, пока сил хватит. Кстати говоря, правильно сделали, т.к. достоверность POI по Германии оказалась весьма низкой, в отличие от Швеции (и Норвегии, в которой мы были раньше).

Несколько раз видели какие-то отели, но они по случаю поздней ночи были наглухо закрыты. Наконец, при очередной попытке попасть в отель в г.Штральзунд, увидели на перекрестке надпись «Zimmer», свернули за угол и сразу увидели в окне голову поджидающего нас мужичка. Попытка разговорить его по-английски успеха не имела, но неожиданно в памяти всплыло слово «вифиль» («сколько»), которое я и озвучил. Немец обрадовался и радостно залопотал «драйсихь», показывая для наглядности три пальца. Ну что же, тридцать, так тридцать. В 2 часа ночи (по-нашему) трудно заставить себя искать что-то еще. Тем более что комната оказалась почти шикарной, фактически это был отдельный домик в глубине сада, с кухней, душем, телевизором и пр. И я сказал «окей». Это слово немец знал хорошо. Пока мы устраивались, он периодически появлялся и спрашивал - «окей ?». На что я ему отвечал тем же самым, но с утвердительной интонацией.

Ночью шел дождь (догнал-таки нас циклон), поэтому спалось очень хорошо, зато натекло в оставленный открытым в машине люк :((, правда, как-то немного, почти незаметно. Хорошо, что не остались в Швеции, могли бы сейчас иметь мокрую палатку.

Утром попили кофе, расплатились и поехали в город Хагенов. Там был советский гарнизон, в котором служил мой отец и где я провел первые месяцы своей жизни. Фактически вся поездка была затеяна для того, чтобы на день рождения сделать себе подарок, посетив «историческую родину» - Хагенов (где мы жили) и Магдебург (там я родился).

Расстояние до Хагенова было небольшое, но покрутились мы немало, т.к. на всех дорогах идет ремонт и строительство, а навигатор упорно пытался провести нас кратчайшим путем. В результате, когда на горизонте появились шпили и башни Ростока, решили свернуть в него и побродить по городу - передохнуть. С трудом пристроили машину в узких улочках и пошли на центральную площадь, пофотографировались, перекусили, провели небольшой шоппинг..

После Ростока опять начались ремонты, поэтому на заправке мы купили автомобильную карту Германии от ADAC с нанесенными местами ремонтов и сроками их проведения. Стало полегче, т.е. ехали по навигатору до места ремонта, а затем, ориентируясь по бумажной карте, сворачивали на нужную дорогу, не обращая внимания на вопли навигатора. Он какое-то время пытался вернуть нас на «верный путь», но потом смирялся и перестраивал маршрут. Когда его маршрут совпадал с возможностями, которые были указаны на бумажной карте, она сворачивалась и дальше нас вел навигатор. В принципе, на его карте можно было бы просто расставить запрещенные области, тогда бы он сразу строил правильный маршрут, но было как-то лениво этим заниматься.

Характерная примета – в сельской местности Германии пахнет навозом - немцы растят экологически правильную пищу. Так нам этот запах приелся, что потом, уже на Украине и в России, при запахе навоза кто-то из нас обязательно произносил – «Германией пахнет». И еще – очень много ос. Может год такой был, но они летали повсюду, не исключая крупные города.

В Хагенов прибыли уже под вечер. Кемпингов там нет, отели, указанные в навигаторе, отсутствуют, вдобавок, оказалось, что я не взял с собой распечатку с сайта города с адресами отелей, пришлось искать их методом прочесывания. Уже стемнело и хочется спать. Вдруг – знакомая надпись – “Zimmer”. Останавливаемся и идем туда - это небольшое кафе с комнатами наверху. Кафе уже закрыто, какая-то женщина моет пол. Обращаюсь к ней с заранее составленной фразой – «хабен зи фрай циммер?», на что она отвечает утвердительно и начинает задавать вопросы. Поскольку домашние заготовки кончились, начались проблемы.

В отличие от скандинавов, в Германии мало кто говорит по-английски. Скандинавы учат язык по ТВ. Поскольку основная масса фильмов идет на английском, а фильмы они не дублируют (идут субтитры), навыки разговорной речи у них формируются автоматически. В результате, у них нет проблем в общении с туристами. Может и поэтому в Скандинавии туристический бум?

И тут, глядя, на мои мучения с тяжелыми немецкими словами, женщина вдруг спрашивает – «а вы по-русски не говорите?». Вот свезло, так свезло …

Оказалось, они из России, из деревни под Барнаулом. Она была дояркой, он – сварщик. Он и теперь сварщик, а она подрабатывает в этом кафе. Он – этнический немец, но не сдал какие-то экзамены и считается русским, а ее вроде как и не пытались «онемечить». Не любят Германию, тоскуют по родине, когда я сказал, что в России хорошие сварщики в дефиците, они оживились и сказали, что надо уезжать отсюда … Но дети по-немецки говорят уже лучше, чем по-русски и второй раз поменять место жительства - думаю, что они вряд ли отважатся.

В общем, они нас пригласили в гости и мы провели вечер за пивом и беседой. Жизнь там и правда, не сахар. Капитализм свирепствует. Безработица, эксплуатация (работать приходится порой по 10-12 часов без выходных, и не пикнешь, сразу за воротами окажешься), болеть тоже не рекомендуется. Ездит он на работу за 40 км, и это еще не очень далеко. Если ты стал безработным, то сначала ты будешь проедать то, что скопил, потом соц.служба заставит тебя продать машину и другие ценные вещи и жить на эти деньги, и лишь потом начнет выплачивать пособие. А благодаря всеобщему компьютерному учету они прекрасно знают, что у тебя есть. Цель такой политики – любая работа должна быть выгоднее безработицы.

Конечно, Восточная Германия активно строится и переоснащается, но в основном за счет западных немцев, у которых даже часть зарплаты изымается в виде налога на восстановление восточных земель. Поэтому западные немцы недолюбливают восточных. Те, в свою очередь, не любят «наших» немцев, приехавших из России, Казахстана и пр. И все вместе не любят турок, арабов и прочих албанцев. Неудивительно, что там неонацисты активно набирают голоса на выборах …

И не дай бог помереть. У их знакомых сын разбился на машине. Конечно, сам виноват – ехал 180 при разрешенных 80, на повороте вылетел и врезался в стену дома. Вырезали их из машины 4 часа. Похороны обошлись почти в 10 тыс евро – 6 тыс стоит место на кладбище на 50 лет, плюс за вырезание из машины – отдельный счет, вертолет полицейский прилетал – еще отдельный счет, и так далее. В общем, помирать лучше в России …

Прообщались мы до позднего вечера и пошли ночевать в Zimmer. На ужин они нам посоветовали сходить в Döner -это что-то типа кебаб, мясо с овощами набивается в половину батона без мякиша. Порция весьма большая (не каждый съест за один раз) и стоит всего 3 евро. Кроме того, там работал парень, который общается на 7 языках, в т.ч. и на русском. Сам он армянин, но русский учил уже в Германии. Способности у парня к языкам. В кафешке играет русский шансон, парень нас встретил приветливо, на наше пожелание «поесть побольше и подешевле» ответил «нет проблем» и сделал нам два огромных Döner’а. Кроме того, мы еще взяли бутылку сока и за все он насчитал 7 евро, хотя все это тянуло никак не меньше, чем на 10. Да еще в пакете, куда он все сложил, мы обнаружили презент – 50-граммовый шкалик шнапса. Русский язык – великая сила … О чем он жалеет – так это о том, что музыку приходится слушать в записи, а ему бы хотелось слушать русское радио вживую.

Утром встали в 10, в 11 (по-местному в 9) был назначен завтрак. Наелись, что называется, «от пуза» и еще с собой кое-что прихватили. Хозяйка взяла с нас не 62 евро, как было объявлено с вечера, а  только 60. Они в свое время дружили с семьями из русского гарнизона …

Поехали к остаткам русских (советских) казарм. Их потихонечку разбирают, огорожено и не пускают. Но мы все-таки пробрались внутрь и поснимали. Хотя там ничего не было, кроме мусора и обрывка газеты «Красная Звезда» за 1985 год.

Потом отправились в Магдебург. Ехать было скучно и я остановился в каком-то городке, увидев что-то про скидки. Как и говорили знающие люди, в маленьких городках на распродажах гораздо интереснее, чем в крупных городах. Вообще, небольшие города в Германии выглядят интереснее крупных. Порою они напоминают игрушечные городки из пряничных домиков. Крупные города как-то все на одно лицо, причем лицо интернациональное. Не спасает даже культивируемое немцами стремление заменить асфальт брусчаткой. Она только раздражает, на машине едешь – трясет, пешком идешь – запинаешься …

Ну а для нас в тот момент основной проблемой было - найти кемпинг. В один заехали – не понравилось, к тому же пошел сильный дождь, другого не оказалось на месте (там была какая-то база рыболовов). Сверяя карту от ADAC (на ней указаны кемпинги, но масштаб такой, что искать их затруднительно) с картой от навигатора со множеством несуществующих кемпингов, в конце-концов мы добрались до очень приличного кемпинга под Магдебургом (фактически, в его черте) на большом озере. Парень на Reception хорошо говорил по-английски, даже вспомнил пару слов на русском, который он учил в школе. Я его тоже обрадовал стишком из школьного курса немецкого языка – «ин ди шуле геен вир унд бекомен фюнф унд фир» («мы ходим в школу и получаем пятерки и четверки»). Юмор здесь заключается в том, что этот стишок – для нашей школы, в которой высшая оценка – «пятерка», а в немецкой школе высшая оценка – «единица». Не знаю, принял ли он этот стишок в свой адрес, но смеялся  довольно долго.

У немцев расчетное время – 11 часов, оплата – за все отдельно. Хочешь помыться в душе – заплати, получишь ключик. Но, поскольку это были восточные немцы, с оставшимися от социализма традициями, они с одним ключиком ходили целыми компаниями.

Купание в озере, ужин, сон, утром – в Магдебург, до точки, указанной в навигаторе, как Tourist Information. Точку мы нашли, но она была закрыта. Закрыто было вообще все, кроме общепита, поскольку было воскресенье. Только в центре, на набережной, работал рынок, где торговали вездесущие китайцы-вьетнамцы. Банки тоже были закрыты, но оказалось, что в помещение к банкомату можно войти, сунув в дверной замок карту, дверь откроется и можно снимать денежки.

Остановились в отеле «Sleep & Go» за 40 евро. Огромная комната, 2 кровати метрах в 5 друг от друга, в углу висит ма-аленький телевизор. Отдохнули и поехали кататься по городу. Город пустой, машин нет, ездить – одно удовольствие. На одной из заправок увидел табличку, что обозначают марки бензина. Просто Benzin –это 91-й, Super – 95-й, Super Plus – 98-й.

Вечером пошли в ресторан отмечать мой день рождения. На вывеске был китайский ресторан, когда сели за стол, выяснилось, что попали в греческий. Оказывается, надо было не в левую, а в правую дверь идти. Ну и ладно, посидели в греческом, потом погуляли по городу и сходили еще и в китайский. Там мы были сначала одни, потом пришла пара молодых людей, которые довольно громко общались по-русски, считая, что их тут никто не понимает. Когда мы, уходя, пожелали им приятного аппетита, вид у них стал весьма смущенный, они нам даже ничего не ответили …

Утром разбудил грохот под окном – загружали буфет, увозили белье. Хорошо, что у нас разница в 2 часа и по-нашему это было уже девять.

Поехали в сторону Берлина и решили заехать в Потсдам, посмотреть дворцы, где жили и строили коварные планы прусские короли.

Теперь я понимаю, чего они так Петербургом восхищаются. Плоховато у них с шедеврами архитектуры, все весьма скромно, особенно по сравнению с безумной роскошью российских дворцов.   Хотя парк хороший. Местами.

А когда вернулись к машине, обнаружили квитанцию (штраф на 15 евро) за неправильную парковку, хотя запрещающих знаков не было и машины местные рядом стояли.  В общем, не понравился мне этот Потсдам :)).

Потом опять был кемпинг на озере, километрах в 10 от Потсдама. В соседних палатках – 3 француза (играют в петанк), 3 немца (пьют пиво), семья немцев и семья французов (купаются и едят). И все, как один - на «Рено». Полное окружение.

Дочка познакомилась с тремя немчиками ее возраста, они гуляли, общались, потом мама ее новой подружки пригласила меня петь песни (там уже собралась весьма веселая компания).

Но песни у них не получались (несмотря на толстенный песенник), поскольку все они уже были здорово навеселе, поэтому взрослые пошли пить пиво, а дети пошли смотреть «Шрек-2» на немецком языке (которого дочка не знает, но это неважно).

Меня угощали «самым лучшим немецким пивом», название которого я так и не запомнил, оно было длинным и с трудом умещалось на этикетке. Общались мы на смеси русского, английского и немецкого языков. Мама немецкой девочки называла меня «Алегзандер» и пыталась разговаривать по-русски, но это у нее получалось все хуже, пропорционально выпитому пиву..

Запомнился мужичок с гитарой, который долго рассказывал мне, на какой замечательной машине он работает, стучал по ножке стола, повторяя «алюминий», упоминал какую-то жидкость и сильно хлопал в ладоши. Постепенно у меня возникло предположение, что он имеет в виду и я спросил – «пресс?». Он обрадовался, закивал – «йес, йес, пресс!» и еще раз продемонстрировал с помощью ладоней, что с нами будет, если нас засунуть в его машину. В общем, расстались мы друзьями…

Утром мы доехали до Берлина, сходили в Zoo, потом на одноименный вокзал (дочка как раз читала книгу «Я, мои друзья и героин», где действие происходит именно на этом вокзале, только еще в социалистической Германии) и, наполненные впечатлениями через край, решили двигать поближе к дому. Навигатор вывел нас на дорогу A15/E36, по которой мы довольно быстро проехали остаток Германии.

Границу прошли очень быстро, минут за 15. Паспорта забрал немец, вернул уже поляк и мы - в Польше. Для имеющих шенгенскую визу можно проезжать Польшу транзитом в течение пяти дней. Нам здесь делать нечего, так что успеем.

На польской стороне дорога до боли напомнила Россию. Такая же разбитая, идет по бесконечному лесу, а вдоль дороги местные жители торгуют дарами леса и изделиями местных промыслов.

Через 200 км начали появляться нормальные участки дороги и даже автомагистрали европейского качества, но с одним недостатком – с них невозможно было свернуть направо. Видишь вывеску «Hotel», пытаешься свернуть к нему, а оказываешься на левой стороне дороги. В один из таких «походов налево», мы заправились в каком-то городке, расплатившись без проблем карточкой. Девушка за кассой говорила только по-польски, но когда она сказала – «Visa electron плАтить можно», мы сделали вывод, что в крайнем случае мы и с поляками сможем поговорить о насущном.

Между тем наши попытки свернуть к изредка мелькавшим справа отелям продолжали оставаться тщетными. А время уже было позднее, поэтому в первом же более-менее крупном городе (где-то в районе Катовице) мы решительно свернули в сторону и начали прочесывать улицы. Наконец, заметили вывеску – “Hotel Silvia”, 3 звезды (что соответствовало действительности), 160 злотых, спать …

На следующий день решили завернуть в Краков. Помню по фильму, что его спасал майор Вихрь (по книге – сын Штирлица) и что город представляет историческую ценность. Доехали до центра, сходили в замок – резиденцию польских королей, там же сняли 100 злотых в банкомате, врезанном в историческую стену.

Остановились пообедать в Макдональдсе, я протянул девушке 100 только что снятых злотых, у них возник легкий ажиотаж, маленькое совещание, после которого она отказалась брать у меня эти деньги. Я спросил – «что, слишком много, сдачи что ли нет?», она что-то поняла и закивала. И тут я сообразил, что достал денежку не из того отделения бумажника, и дал ей 100 евро  вместо 100 злотых. Ошибка была тут же исправлена к облегчению обеих сторон.

Дальше опять пошли плохие дороги, бесконечные ремонты и знаки ограничения скорости 70-60-50. Зато местность стала населеннее, появилось много отелей (их бы вчера). Вообще, чем ближе к украинской границе, тем активнее жизнь, а она очень напоминает нашу, если судить по вывескам. Огромное количество мастерских по ремонту автомобилей (samochodow), магазинов и магазинчиков с гордой вывеской «supermarket», банки и сотовая связь. Только одно отличие – очень часто встречаются вывески «nagrobki», что наводит на невеселые размышления и побуждает соблюдать скоростной режим..

К вечеру добрались-таки до украинской границы и встали в очередь. Через час, продвинувшись всего на 20 метров, решили поинтересоваться – почему так медленно двигаемся? Оказалось, что мы встали в очередь, где оформляют Tax Free. Поскольку мы ничего такого не покупали, объехали эту очередь и мгновенно прошли польскую границу. Поляк даже не уносил наши паспорта, положил их на крышу автомобиля, шлепнул печать – «проезжайте».

Зато на украинской границе нас помучали. Сначала была очередь с гонками «кто быстрее протиснется», потом заставили заполнять иммиграционные карточки, хотя у нас были загранпаспорта, потом на паспортном контроле нас долго мурыжили, подозревая в нас, очевидно, шпионов. У меня им не нравилась печать в паспорте, у дочки – фотография, заставляли нас расписаться, сличали подписи, требовали дополнительных документов. В общем, достали они нас со своей незалэжностью.

Как-то сразу вспомнились рассказы о том, что на Западной Украине не любят русских и мы решили ехать как можно дальше, несмотря на ночь. В каком-то городке сняли денег в банкомате, километров через 50 от границы увидели вывеску – «Готель «Мираж» и чуть было не остановились, но как-то отпугнуло нас это место своей изолированностью. Пустая дорога, темнота, кафе и отельчик рядом с какими-то развалинами. Поехали дальше, через полчаса заехали на заправку и снова – вперед. Почему-то на указателях появилась польская граница. Странно. Потом опять. Все страньше и страньше. И наконец мы увидели ... «Готель «Мираж». Все ясно - с заправки выехали не в ту сторону :)). Ну что же, от судьбы не уйти, придется тут ночевать.

Женщина, которая нас встретила, по-русски не говорила, но понимала и как бы даже стеснялась, что может ответить только по-украински. В номере был душ, телевизор. Правда у душа крепление было оторвано и горячая вода как-то неуверенно текла, но за семьдесят-то гривен …

Утром оказалось, что рядом – не развалины, а наоборот – строительство. И вообще при дневном свете все было совсем не страшно.

Проезжая Львов, решили заехать в его исторический центр. Это было ошибкой. Центр вымощен брусчаткой, которая достала нас еще в Германии, но во Львове она выглядела так, будто вчера была война. Жуткая тряска, ямы, в которые мы несколько раз влетали правыми колесами, привели к тому, что через 10 км после Львова на панели загорелся индикатор «проблемы с гидравликой». Утекала гидравлическая жидкость (LHM), поэтому пришлось срочно ремонтироваться. Оказалось, поотлетали трубки обраток по всему правому борту, и на передней, и на задней стойке амортизатора. Причем на задней стойке разломился резиновый тройник. Пока я это обнаружил, я еще проехал километров 10, потеряв почти весь имеющийся запас LHM. Металлический тройник я нашел в бардачке, он был от карбюратора, но я его немного рассверлил (точнее, расковырял ножом) и с помощью резиновых трубок собрал конструкцию, которая слегка свисала из-под днища машины, но была вполне работоспособной. По крайней мере, утечки прекратились. Но мы потеряли пол-дня и почти всю LHM, ее в бачке был самый минимум, при крутых поворотах индикатор помаргивал, но ехать было можно. Отказал также правый эл.стеклоподъемник и в правом динамике временами пропадал звук, но это уже были мелочи. Еще из безвозвратных потерь – крышка бачка LHM, которая от тряски соскочила и осталась где-то на просторах Львовщины. Заменил ее крышкой от Тоталевской 1-литровой банки LHM, слегка подточив все тем же ножом. Без ножа на Украине – ну никак!  :))

В Тернополе, заправляясь на ТНК, я спросил у ребят, работающих там, какое пиво они мне посоветуют из местных сортов купить. Они бросили все свои дела и стали объяснять, мешая русские слова с украинскими. Вообще, наши страхи по поводу отношения к русским быстро рассеялись. На любой вопрос или просьбу о помощи откликались всегда и очень дружелюбно. Иногда даже просить не приходилось. Как-то мы свернули не туда и остановились у обочины, чтобы сориентироваться. Тут же рядом тормознула «Волга» и водитель, даже не спрашивая нас, прокричал - «вам надо развернуться назад и на первом перекрестке - направо».

В эфире много русской музыки, работают российские радиостанции, по ТВ идут российские передачи и фильмы,  ТНК и Татнефть добрались уже до западных границ Украины, а чем дальше на восток, тем чаще гривни называют рублями.

Ну а нас, как всегда, волновал вопрос – где будем ночевать. В городе с китайским названием Гайсин отели были, но все без душа и вообще без горячей воды. А после возни с машиной очень хотелось помыться.

В г.Умань ситуация повторилась, но там уже было не до переборов. Заселились в центральный готель с одноименным наименованием «Умань». Величественное здание на центральной площади, но опять без горячей воды и душа, туалет и умывальник – в коридоре. В номере – 2 скрипучих кровати, разваливающийся шкаф и стол, служивший открывашкой для пива многим поколениям постояльцев. Плюс к этому сырое постельное белье (которое к тому же надо самому стелить) и неистребимый запах дезинфекции. Как все это знакомо по давним командировкам! Зато цена за номер была рекордной – 28 гривен за двоих.

Утром, на выезде из Умани, нам махнул палочкой ДАИшник. Когда мы остановились, к нам подбежал некто в форме и стал рассказывать про необходимость регистрации автомобиля по экологическим причинам. Даишник старательно не смотрел в нашу сторону и делал вид, что он тут вообще не при чем. Я отобрал у эколога свои документы, сказал что мне его регистрация не нужна и поехал дальше, а он еще некоторое время кричал мне вслед и чем-то угрожал. Ну, видать и накаркал.

Около полудня, тащась на подъем за груженым КАМАЗом, я не выдержал и обогнал его, понятно, через сплошную. Как оказалось, на пригорке размещался батальон ДАИ, представитель которого нас и встретил. Молоденький даишник провел меня в их свежеотстроенное здание и оформил протокол, обращаясь периодически с вопросами к старшим товарищам. Видимо, он впервые оформлял «иноземца». После оформления протокола он предложил поехать в суд, для вынесения решения и оплаты, но я сказал, что суд, в соответствии с законом, имеет право рассмотреть дело без моего присутствия, а решение вышлют по адресу, который указан в протоколе. Даишник позвал на помощь старших товарищей, которые начали мне объяснять, что у них есть приказ доставлять нарушителей в суд, на что я им возражал, что ко мне, как к «иноземцу», их внутренний приказ отношения не имеет. В течение этих препирательств старшие товарищи как-то постепенно рассеялись и я остался опять вдвоем с молодым даишником, который от волнения окончательно перешел на украинский язык и я его почти перестал понимать. Хотя понимать-то особенно и нечего было – он все пытался меня убедить, что нам с ним надо обязательно в суд. В конце-концов мне его стало даже жалко, и я сказал – «ладно, поехали, посмотрим вашу систему правосудия в действии». Он та-ак обрадовался …

В райсуде молоденькая судья, которую я сначала принял за секретаря, долго читала статью, по которой меня «приговорили», а потом спросила у даишника – «и чего ты его привел? Тут же статья от 8.5 до 17 гривен! Я думала у вас ДТП, не дай бог с жертвами, а тут …» Даишник окончательно стушевался и только проблеял – «так ведь иноземец ...». «Ну, и на сколько мы его накажем?» - спросила судья. Даишник  молчал, поэтому ответил я – «по нижней шкале!». «Правильно» - ответила судья – «я всегда за водителей». На прощанье даишник робко спросил, может ли он привезти квитанцию, чтобы не гонять человека (то есть меня). Судья сказала, что  ей без разницы, лишь бы квитанция была. И мы пошли в сберкассу.

Вот чем лучше на Украине, так это тем, что не надо заполнять эти жуткие квитанции с миллионом цифр. Говоришь оператору куда и сколько, она на компьютере распечатывает квитанцию и берет деньги. Очень быстро и удобно.

Ну в общем, где-то час мы потеряли, но нет худа без добра. Если бы нас не тормознул даишник, мы бы проскочили поворот на Николаев (он там хитрый и незаметный) и уехали бы на Одессу. А так он нас проводил до поворота, сказал, чтобы мы не беспокоились, он отсюда пешком до поста дойдет. Я его заставил написать на протоколе, что все уплачено и мы расстались.

Дальше я старался не пересекать сплошную и это меня несколько раз спасало, но потом все-таки не удержался (опять вонючий грузовик на подъеме) и – опля! – как чертик из коробочки ... 

- «Нарушаем, пройдемте, протокол».

- «Нет уж, я сегодня уже оформлялся, предпочитаю суд на месте»

- «И на сколько Вас приговорили?»

- «На восемь с половиной»

10 гривен перешли из рук в руки и мы расстались. Потом еще дважды нас атаковали экологи, один раз при поддержке даишника, который принял активное участие в уговорах пройти регистрацию, но я не поддался.

Невольно сравниваешь с западными странами, где полицию видишь крайне редко. И не нужен ты никому по большому счету, едешь себе и едешь, никто тебя не рассматривает как кошелек на колесах, который не грех «подоить» ...

Границу Крыма мы проскочили вслед за небольшой группой местных машин. Я даже не сообразил, что мы проехали через проезд «для своих», оставив в стороне загончики «для чужих». Милиционер проводил нас равнодушным взглядом и не предпринял никаких попыток как-то прореагировать на нарушение границы автономной республики. Видимо, посчитал, что если мы так нагло едем, значит право имеем. В результате нас не «посчитали» и сбор за въезд не взяли. Будем считать, что с Украиной мы квиты. Они с нас – штраф, мы – без сбора в Крым.

В Симферополе переночевать не удалось, все гостиницы заняты, а частный сектор как-то не активен в этом вопросе. Поехали к морю, добрались до Фороса, мыс Сарыч, въезд под «кирпич» и вот он – берег. Поздняя ночь, решаем спать в машине. Утром спускаемся к морю – что-то странное – дорога свежеотсыпанная, в прошлом году ее не было. Ну да ладно, ставим палатку и едем в Форос за продуктами. Везде даишники, останавливают – «сколько вчера пили?» Тут главное на развод не поддаться, начнешь, что мол только бутылку пива вечером – не отстанут. Не пил и все. Потом вообще всех согнали с трассы – оказалось, президент Кучма на дачу приехал (она совсем рядом, ее крыша из нашей палатки видна).

Вернулись к палатке, а там на дороге – ворота на замке и мужик на страже загорает. Оказалось, что это место (государственный заповедник) присмотрел себе под дачу один из сподвижников Кучмы. Это ему к будущей даче дорогу проложили. В общем, пропало место, последний раз мы там.

Сняли палатку, перенесли ее повыше, за ворота. До моря чуть дальше, зато машина рядом с палаткой. Народ попроще, рвущийся к морю, просто снимал ворота с петель (стражник как-то нерегулярно там находился) и проезжал вниз до упора, спускаясь по отсыпанной крупным гравием дороге. Вечером начинался цирк, т.к. въехать наверх по той же дороге было практически невозможно. Ревели моторы, пахло жженой резиной, но только заднеприводный мерседес смог вырваться оттуда самостоятельно, потеряв по дороге задний бампер. Остальные машины выкатывали на руках другие отдыхающие «за пиво». Хорошо, что мы наверху остановились, а то бы тоже влипли.

 

Дорога из Крыма была в общем-то, ничем не примечательна. Попробовал километровки Крыма с Ozi. С ТомТом Навигатором конечно, не сравнить, но в наших условиях для решения хоть каких-то навигационных задач и это подарок. Даже из Симферополя по нему выбирались :)) По крайней мере видишь, в какую сторону едешь. Да и брал я Ozi для того, чтобы по пещерным городам поездить. Но сил уже не было.

На украинской границе нас пытались развести «с подходцем».

- У Вас есть льготы?

- Нет

- Вы пенсионер?

- Нет

- Участник конфликтов и т.п.?

- Нет

- Тогда Вам нужно оплатить сбор за проезд по территории области в полном объеме. Пройдите вот к той будочке.

- Простите, но к нам этот сбор отношения не имеет

Настаивать он не стал и мы довольно быстро прошли обе границы.

В Воронеже (нам нужно было заехать в Липецк) мы слегка заблудились и тут неожиданно были оббибиканы «родственником». Тоже Ситроен ВХ, но только с высокой крышей. Парень за рулем помахал рукой и крикнул – «отличный аппарат!». На перекрестке на светофоре мы оказались рядом и я спросил у него, как нам проехать. Как ситробрат ситробрату, он поведал мне все без утайки :)) и сжато (уже включался зеленый), но доступно.

При подъезде к Москве после очередной заправки я заметил, что как-то очень долго не гасла лампочка зарядки аккумулятора. Потом все же погасла, но через полчаса снова загорелась. Попробовал натянуть ремень генератора – вроде погасла. Потом опять зажглась, опять подтянул, погасла, но ненадолго, потом перестали помогать любые танцы ...

Искать ремонт или ехать? Решил ехать, пока хватит аккумулятора. Проехали Московскую область – ура. Тверская – два раза ура. На границе Новгородской области пошел сильный дождь. Как некстати! Приходится включать дворники, а во время обгона – еще и ближний свет, чтобы меня видно было.

Объезжаем Новгород, выезжаем на питерскую трассу. Здесь нас уже дотащат, если встанем. Дождь кончился. Начинает мерзко верещать вольтметр маршрутного компьютера, сигнализируя о падении напряжения ниже 9 вольт. До дома еще далеко, я столько не выдержу, останавливаюсь и с наслаждением отрываю ему провода.

Через 15 км вольтметр октан-корректора в последний раз показал напряжение 8 вольт и отключился.

Напряжение в аккумуляторе падает, в салоне - растет.

Дочка держит в руке сотовый телефон, контролируя наличие сигнала, иногда встречаются «мертвые зоны».

Заморгала лампочка бензина, но останавливаться на заправку нельзя, потом будет не завестись, даже с «толкача», т.к. у меня АКПП.

И вот, наконец – граница города. На последних миллилитрах бензина, последних миллиамперах аккумулятора и с минимумом LHM в бачке гидросистемы, мы все-таки замыкаем кольцо нашего путешествия ...

Сглазил! При повороте с площади черт меня дернул мигнуть поворотником. Аккумулятор не выдержал резко возросшей нагрузки, напряжение просело, мотор кашлянул и умер. Ну ладно, тут уже недалеко, вызываем по телефону помощь и «на галстуке» едем в гараж …

 

 

< HOME

 

Комментврии, отзывы

 

 

Хостинг от uCoz